Человеческий голос имеет три основные характеристики - силу, высоту и тембр. Разберемся в основных акустических свойствах голоса.
 
Сила голоса (громкость) – субъективное восприятие амплитуды колебаний голосовых складок (чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос). Сила голоса измеряется в децибелах и находится в прямой зависимости  от давления выдыхаемого  воздуха - чем сильнее выдох, тем больше амплитуда колебаний складок и  тем сильнее воздействие звуковых волн на барабанную перепонку уха, что и является субъективным восприятием громкого голоса.
 
Высота голоса  – субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок (чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук).  Существует ярко выраженная закономерность: чем толще и длиннее голосовые складки, тем голос ниже и, наоборот, чем короче и тоньше голосовые складки, тем голос выше (аналогично струнам гитары). Так, голосовые складки мужчин (22-25 мм) всегда длиннее женских (18-20 мм), и обычно мужской голос звучит на октаву ниже женского.
 
Помимо основного тона в гортани зарождаются и обертоны (частичные тоны), придающие голосу определенный тембр.  Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только всей своей длиной, производя основной тон, но и своими более короткими частями – половинами, третями, четвертями и т.д. (частота этих колебаний будет в 2, 3, 4 и более раз выше основного тона). Индивидуальное сочетание обертонов и обуславливает определенную  «окраску» звука, наличие которой позволяет узнавать людей по голосу. Тембр голоса зависит от природного строения голосового аппарата, и поэтому мельчайшие особенности его функционирования определяют неповторимость человеческого голоса.

Тембр голоса складывается из совокупности колебаний голосовых складок и результата работы резонаторов (усилителей голоса). В голосовом аппарате человека имеется множество полостей и трубок, в которых могут развиться явления резонанса. Некоторые из них имеют постоянный объем, усиливают одни и те же звуки, порождают постоянно присутствующие в голосе обертоны. Другие вследствие крайней подвижности своих стенок, которая дает им возможность изменяться в объеме, способны усиливать самые разные звуки. 

Полости резонанса, окружающие голосовой аппарат, лежат выше и ниже гортани. Вверх от гортани звуки попадают в полости рта и носа и отражаются здесь от твердых поверхностей – от твердого неба, зубов, от стенок в глубине носовой полости. Головной резонанс можно обнаружить  в виде вибрации черепа, положив руку на темя. Ниже гортани звуки получают отражение в грудной полости – в трахее и  крупных бронхах. Стенки этих органов твердые, хрящевые и потому легко отражают звук. На низких звуках возникает ясно ощутимое дрожание грудной клетки. Грудной голос богат обертонами, имеет особую полноту, кажется более громким. Пение допускает звучание голоса в одном из этих регистров, разговорная речь обычно использует обе  системы одновременно.

Работа над голосом – длительный процесс. Развить можно и объем, и силу, и звучность голоса. За счет верхних резонаторов достигаются такие качества голоса, как звонкость, полетность, яркость, а за счет нижних резонаторов грудной клетки – насыщенность, мягкость, сила, мощь. Подобное разделение функций каждого резонатора во многом условно, так как четко разграничить их невозможно. Весь наш речевой аппарат, все наше тело –  сложный и удивительно устроенный резонатор.

 
ОБУЧЕНИЕ В МОСКВЕ
+7 495 506 92 91
mail@golos.ru