Дикцией называется степень отчётливости в артикуляции звуков и произношении слов и фраз. Публичная речь предполагает хорошую дикцию и должна отличаться от бытовой - быть более крупной, яркой, выразительной.

При всем разнообразии речевых отклонений опыт нескольких поколений логопедов и театральных педагогов убеждает — в большинстве случаев нарушение дикции вызвано не органическими дефектами речевого аппарата, а давно устоявшимися неправильными привычками произношения. Многим людям свойственны вялые губы, неповоротливый язык, неподвижная нижняя челюсть – всё это ведёт к нарушению произношения. Даже при отсутствии звуковых искажений недостаточная артикуляция делает речь нечеткой. Хорошая дикция требует развитых артикуляционных мышц. Тренировка дикции позволит устранить зажимы речевого аппарата, отработать движения языка, губ, нижней челюсти, необходимые для правильного произношения звуков речи и их сочетаний.

4543543.png

Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных частей. К подвижным частям относятся губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо с маленьким язычком; к неподвижным — зубы, верхняя челюсть, альвеолы (ячейки, в которых «сидят» своими корнями зубы). В зависимости от того, какое положение примут подвижные части речевого аппарата, образуется тот или иной членораздельный звук — гласный или согласный.

Дефекты строения речевого аппарата бывают разнообразными. Ярко выраженный неправильный прикус всегда отражается на дикции, например, недоразвитие нижней челюсти провоцирует призубный сигматизм («тупое» С). Редко расположенные зубы не позволяют языку фиксировать согласные. Уздечка, чересчур коротко держащая язык, бывает причиной картавости, а короткая уздечка нижней губы – одной из причин искажения свистящих. Расщелины мягкого неба порождают гнусавость. Эти так называемые органические недостатки речевого аппарата требуют медицинского вмешательства.

Некоторые недостатки произношения, вызванные дефектами строения речевого аппарата, также могут быть исправлены в тренинге за счет нахождения подходящего способа артикуляции. Улучшению поддается и органическое строение голосового аппарата. Так, тембр и сила голоса зависят от природной акустики голосового аппарата (например, от высоты купола твердого неба), но если развить эластичность и подъем мягкого неба, это улучшит качество звучания.

Курс техники речи в Студии ораторского искусства и публичных выступлений "ВО ВЕСЬ ГОЛОС" включает в себя занятия по дыханию, голосу, артикуляции, дикции, орфоэпии, интонации, публичной свободе. Цель занятий — развитие природных дыхательных, голосовых и речевых возможностей, воспитание дикционной, интонационной и орфоэпической культуры и, конечно, сохранение красоты русского языка.