основные правила
литературного произношения
Все ударные гласные сохраняют своё звучание и звучат длинно.
Безударные гласные О, Е и Я подвергаются качественной и количественной редукции, т.е. заменяются на другой звук и теряют долготу. Остальные безударные гласные не заменяются, сохраняют своё звучание, но теряют свою долготу (количественная редукция).
Безударные О и А в первом предударном слоге произносятся как короткое А
волна - валнА
топор - тапОр
Безударные О и А во втором, третьем (бывает, и четвертом) предударном слоге и во всех заударных слогах произносятся как звук средние между Ы и А (условно обозначается знаком Ъ)
молоко - мълакО
голос - гОлъс
Разберем слово “корова”
В нем три слога: ко - ро - ва. Слог ро — ударный. Слог ко — первый предударный. Слог ва — заударный. По правилам орфоэпии, в первом предударном слоге звучит короткая а, в ударном слоге звучит долгая О, в заударном слоге - звук средний между ы и а, обознаемый как ъ. Получаем — карОвъ.
Разберем слово “водопровод”
В нем четыре слога : во — до — про — вод. Слоги во и до — предударные. Слог про – первый предударный. Слог вод – ударный. В слове "водопровод" четыре гласные О, но по правилам орфоэпии, только в последнем, ударном слоге гласная О звучит как долгая О, в первом предударном слоге звучит как короткая а, а в первых двух слогах похожа на звук средний между ы и а, обознаемый как ъ. Получаем — въдъправОд.
Безударные О и А в абсолютном начале слова произносятся как короткое А
оригинальный - аригинАльный
отнимать - атнимАть
Безударные Е и Я во всех предударных и заударных слогах произносятся как звук средний между Е и И, близкий к И
река - ре/икА
сестра - се/истрА
Рязань - Ре/изАнь
прямой - пре/имОй
рябина - ре/ибИнъ
Звук И произносится как Ы при слитном произношении двух слов, из которых одно заканчивается на твердый согласный, а другое начинается с И
в избе - в_ызбЕ
с интересом - с_ынте/ирЕсъм
без имени - без_Ыме/ине/и
Слон и Моська - СлОн_ы_МОськъ
Сочетания ЫЕ и ИЕ в окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как ЫИ и ИИ
красные - крАсныи
серые - сЕрыи
синие - сИнии
Сочетания АЕ и ЯЕ в глаголах третьего лица настоящего времени произносятся с интонацией
знает - знАйит
играет - игрАйит
Закон оглушения.
Звонкие согласные на конце слова произносятся как глухие
морковь - моркофь
воз - вос
ход - хот
друг - друк
Закон уподобления.
Звонкие согласные перед глухими согласными произносятся как глухие
морковка - моркофка
глазки - гласки
кадка - катка
Закон уподобления.
Глухие согласные перед звонкими согласными произносятся звонко
сбор - збор
сделка - зделка
отдых - оддых
Перед звонкими согласными Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким (с молодой, с ролью, с лимоном, с вами, с Ниной…)
Звуки Щ, Ч всегда произносятся мягко
щука - щюка
чай - чяй
Звуки Ж, Ш, Ц в сочетании с гласными звуками всегда звучат твердо
жир - жыр
ширь - шырь
цинк - цынк
Сочетания СШ и ЗШ произносятся как удвоенное ШШ
расшумелся - рашшумелся
из шубы - ишшубы
Сочетания ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное твердое ЖЖ
позже - пожже
приезжий - приежжий
дрожжи - дрожжи
образ жизни - ображжизни
Сочетания СЧ и ЗЧ в корне слова и на стыке корня слова и суффикса произносятся как удвоенное Щ
счет - щщет
счастье - щщастье
извозчик - извощщик
Сочетания СЧ и ЗЧ на границе предлога и слова или приставки и корня слова произносятся как ЩЧ
без чая - бещчая
расчувствоваться - ращчувствоваться
Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное Ч
наладчик - налаччик
отчаяние - оччаянье
Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц
городской - гороцкой
советский - совецкий
Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное Ц
тридцать - триццать
отца - оцца
Сочетание ЧН имеет вариабельное произношение как ШН или ЧН в зависимости от социо-культурного контекста
скучно - скушно
коричневый - коричневый
нарочно - нарошно
булочная - булошная
яичница - яишница
Правильное московское произношение слов ищите в Орфоэпическом словаре русского языка, который необходимо иметь каждому, кто осваивает московскую речь. Отметим, что произношение отчеств и некоторых имен в сокращенном виде (Иванна вместо Ивановна, Михалыч вместо Михайлович, Михал_Ываныч вместо Михаил Иванович) является литературной нормой. Их подчеркнуто письменное произношение (за исключением официальных процедур) — тревожный признак просторечия.
Курс техники речи в Студии ораторского искусства и публичных выступлений "ВО ВЕСЬ ГОЛОС" включает в себя занятия по дыханию, голосу, артикуляции, дикции, орфоэпии, интонации, публичной свободе. Цель занятий — развитие природных дыхательных, голосовых и речевых возможностей, воспитание дикционной, интонационной и орфоэпической культуры и, конечно, сохранение красоты русского языка.