внутренняя свобода
Свободное звучание голоса – необходимое условие публичного выступления. Уверенность в себе, владение вопросом, внутренняя убежденность и собранность являются психологической основой полноты звука. Внутренняя свобода всегда проявляется в публичной свободе, которая придаёт человеку особую привлекательность.
Среди множества видов страхов, известных современному человеку, боязнь публичного выступления относится к самым распространенным. Смутный страх, ожидание неблагоприятного развития событий возникает в ситуации, когда еще нет реальной опасности для человека, но он её ждёт, беспокоится, боится не справиться.
Чрезмерное волнение приводит в эмоциональному и физическому напряжению - беспокойству по мелочам, нетерпеливости, раздражительности, невозможности сконцентрироваться, ухудшению памяти, неспособности разумно мыслить и говорить, сбивчивости речи, зажиму артикуляционного аппарата, суетливости и резкости в движениях, учащенному дыханию и сердцебиению, ощущению кома в горле и сухости во рту, дрожанию в коленях, трясущимся или сжатым рукам, резкой бледность или яркому румянцу, потливости, ощущению жара или холода и т.д. Соотношение и вараженность этих симптомов всегда индивидуальны и зависят от вегетативной нервной системы. В любом случае такое состояние может испортить любое, даже отлично подготовленное выступление.
Зависимость от мнения других людей - частая причина причина боязни публичного выступления.
Страх перед чужим восприятием не позволяет человеку быть собой, выразить и реализовать себя, добиваться своих целей, разумно мыслить, действовать и говорить. Неуверенность в себе, зависимость от отношения окружающих, потребность в одобрении, поиск авторитетных мнений, невозможность опираться на себя и необходимость нравиться другим (казаться умным, красивым, приятным, обаятельным...) часто является результатом низкой самооценки, которая формируется в детстве под воздействием условий жизни и воспитания с избытком критики и ожиданий. Однако самооценка может корректироваться в дальнейшей жизни. Любые сомнения, которые человек испытывает в отношении себя, своих данных и своих способностей, являются не истиной, а суммой утверждающих и ограничивающих убеждений, и их можно изменить или компенсировать.
Низкая самооценка - одна из возможных причин страха публичных выступлений. В то же время всё большее количество людей подвержено и генерализованной тревоге, когда к эмоциональному и физическому напряжению добавляются быстрая утомляемость, слабость, усталость, нарушения сна, нехорошие предчувствия, необычные телесные ощущения и другие физические проявления, приводящие к снижению качества жизни и нарушению социальной активности. Такие вопросы находятся за пределами курса техники речи и требуют соответствующего подхода.
Подготовка по существу вопроса снимает огромную долю волнения.
Человек всегда волнуется при неорганизованности и неподготовленности выступления, когда знает его слабые и уязвимые места (четкость и ясность мысли, текст, логика, мотивировка сказанного). У вас будет меньше оснований испытывать беспокойство, если вы вполне готовы к предстоящему выступлению. Быть готовым – значит освоить тему настолько хорошо, что, находясь перед аудиторией, вы уже не беспокоитесь ни за мысли, ни за словаб ни за развитие событий.
Эмоциональное напряжение является причиной физического напряжения.
Мышечная скованность не позволяет полноценно функционировать дыхательному, голосовому и артикуляционному аппарату. Очень важно научиться находить и снимать физический зажим, фиксируя зоны повышенного напряжения и добиваясь мышечной свободы. Этот навык - внимание к состоянию тела и снятие физического напряжения - в обратной последовательности помогает внутренней свободе и её внешним проявлениям, позволяет контролировать эмоциональное состояние и не выдавать собственное волнение.
Курс техники речи в Студии ораторского искусства и публичных выступлений "ВО ВЕСЬ ГОЛОС" включает в себя занятия по дыханию, голосу, артикуляции, дикции, орфоэпии, интонации, публичной свободе. Цель занятий — развитие природных дыхательных, голосовых и речевых возможностей, воспитание дикционной, интонационной и орфоэпической культуры и, конечно, сохранение красоты русского языка.